major_colville

Categories:

"Строгая мужская жизнь" в туманных сопках.

Есть фильмы по книгам, есть книги по фильмам. А бывает и нечто среднее. Любителям Советской Армии и военной техники хорошо знаком фильм «Строгая мужская жизнь» 1977г. Зрителей там ждут настоящие танки, форма, полигон и типажи солдат 1970х гг, ибо снималось все в настоящей воинской части. Но меньше известна книга, по которой был снят этот фильм - повесть А. Сметанина «Ракеты черного дыма».    

 После долгих безуспешных поисков именно этого произведения, я купил его же повесть «Туманы ночуют в сопках». И был неожиданно, но приятно удивлен. Оказывается, это оно и есть - «Ракеты черного дыма» там были как первая часть, а вторая часть шли как ее продолжение, фактически это дилогия. И во время прочтения и мысленного сравнения с фильмом получалось так, что фильм был снят по первой повести, а продолжение  было написано явно позже и под влиянием уже вышедшего кино.   Фильм, пожалуй, нет смысла разбирать, он очень хорош, те кто интересуется темой наверняка его смотрели, а кто нет- легко найдет и посмотрит. Остановимся лучше на отличиях фильма и повестей.  

Первое, что сразу бросается в глаза - это разные эпохи.  Фильм снят в 1977г. и в нем показана «современность», то есть именно 70е гг. Это четко видно и по униформе, и по биографиям героев. Главные герои и антагонисты- Мабыкин и Кленов приятели по Академии. Кленов, и в фильме, и в книге инициативный новатор и отец-командир, абсолютно положительный и главный герой, имеет семью. Мабыкин показан высокомерным и лицемерным карьеристом-штабником, хотя и безусловно талантливым работником. Комдив Бурых- консерватор-фронтовик, с одной стороны герой и заслуженный, опытный генерал, но ретроград, проводящий все учения по одному шаблону и старым правилам. Даже трудно сказать чего здесь больше - старческой привычки, лени, боязни инициативы, желания угодить начальству.  Сорокин и Селицкий молодые офицеры, с несколько разным взглядом на службу, и типичными личными проблемами.   Наконец, есть четкое упоминание в устах нового Командующего «мы живем 30 лет в мирных условиях», то есть 1975г. Плюс Селицкий в одном из диалогов вспоминает спортивные рекорды - там получается 1969.  

В книге все происходит раньше, даже на уровне описаний упоминаются гимнастерки, то есть до 1969г. Внимательность и нехитрые расчеты дают нам примерно 1963й год… Кленов говорит, что он начал служить в 1939г. стало быть, родился в 1921. Ему 42 года- 1963г. Но главное, то, что эпоха другая, видно и по биографиям героев, и по общему настрою повести.   Пробежимся кратко по «настоящим» биографиям героев. Они все значительно старше героев фильма. В фильме-то  только Бурых фронтовик, остальные послевоенные офицеры после училищ и академий.      

А в книге же…. Лейтенант Виктор Семенович  Сорокин. Отец был танковым комбатом на Халхин-Голе. Образованный лейтенант с красным дипломом. Причем упор делается именно на образование, а не на красный диплом, упоминающийся мельком.  В то время как в фильме особо подчеркивается то, что он «отличник», ибо дипломом военного училища в 70е уже никого не удивишь, это уже норма.  Во второй книге он капитан. Но в целом карьера не сложилась - очень поздно получил роту, не пускали в Академию. А все из-за драки, устроенной с Селицким из-за Любаши в первый год офицерской службы.  Женился на ней, усыновил детей Селицкого. Как видим, биография сильно отличается от фильма с открытым, но скорее счастливым концом. Причем большинство «плохих» подробностей сообщается во второй книге. Автор словно в пику фильму, и явно осознанно, сгущает краски и развеивает хэппи-энд, хотя сам по себе Сорокин весьма положительный и симпатичный герой.  

Станислав Матвеевич Селицкий. 30 лет. Капитан. Алкоголик. Безответственный и тп. Но хорошо играет на аккордеоне. При первой встрече, он хоть и будучи пьяным, очень талантливо и с душой играет увертюру Бетховена к Эгмонту. Закончил инженерный факультет Военной академии, учился хорошо, но «морально разлагался» (девушки). Его отец Герой Советского Союза  командовал батальоном, где служил Кленов и сам попросил взять в «ежовые рукавицы» своего заблудшего единственного сына, избалованного матерью и тетушками. В конце концов, этот последний шанс не сработал, его уволили из армии, он женился на одной из бывших пассий, потом снова развелся. Работает фотографом в многотиражной газете.  В книге он старше и по званию, и по возрасту, своего киношного воплощения. В кино Селицкий тоже склонен к пьянству, но моложе. Упор делается на ленивость и избалованность маменькиного сынка, и пофигизм молодости, финал фильма дает шанс ему еще исправится. В книге он и старше, и пессимистичнее, и неисправимее (и с точки зрения алкоголя, и с точки зрения психологии)- хотя действительно умен, начитан, талантлив, и по-своему любит Любашу (и она его).  

Кленов Илья  Иванович.  Родился на Севере, в деревне  где-то под Котласом. В другом месте упоминается Заречье Архангельской области, на Вычегде. Как он сам о себе сказал - первый раз лег на простыню в учебном танковом полку в 1939г. Ему 42 года. Отец погиб под Ленинградом в 1942г. Первый раз женился в 1942 же. В 1946 развелись. Кленов активно участвовал в войне, в самом конце войны его сжег фаустник, после служил в Порт-Артуре. Он новатор, придумал и внедряет новые методы обучения своих танкистов, даже несмотря на противодействие консерватора-комдива.  Громоздкий, сильный, несколько флегматичный. Со шрамом на лице и уже залысинами. Из личной жизни- у него серьезный роман с Тамарой Быковой, директором местного рыбзавода, потом она стала председателем Горсовета (а не жена, как в фильме) . Окончил Академию. Стал комдивом после Варенцова.  Во второй книге он уже генерал-майор и ему предлагают перейти на должность в центральный аппарат по подготовке танковых частей. Тут же появляется, и не раз, описание Золотой Звезды, которой у него не было в первом романе. Он один Герой Советского Союза на весь район своего детства, поэтому во время отпуска нарасхват по разным мероприятиям. Героя он получил, судя по всему за Кубу, хотя название этой «книжно-сказочной далекой страны, на берегу очень теплого моря» напрямую не упоминается. «Там смуглые, красивые парни играли на песке в мяч с гибкими, изящными девушками, на которых было так мало одежды, что Кленов стыдливо отводил глаза, считая такой наряд уж слишком смелым».  

Советские военные специалисты вместе с кубинцами на уборке сахарного тростника.
Советские военные специалисты вместе с кубинцами на уборке сахарного тростника.
Советские и кубинские переводчики, 1969г.
Советские и кубинские переводчики, 1969г.

Многие обращали внимание на нелогичность концовки фильма- Кленова с должности командира полка сразу назначают командиром дивизии. В книге все логичнее, потому что киношный Кленов это собирательный образ (диалоги, некоторые факты) из двух героев книги. Полковник Варенцов Вениамин Николаевич – замкомдив у Бурых. Прообраз, скорее всего - Валентин Иванович Варенников. Совпадет и некоторое созвучие имен, и талантливость, и служба на Севере. Именно его и назначают командиром дивизии в первой повести. Во второй книге он уже зам Командующего округом. А бывший Командующий Округом становится зам Министра Обороны, генералом  армии. Все трое относятся друг к другу с симпатией. Мабыкин Лев Георгиевич. Один из 4 главных героев фильма, в принципе даже второй (смотря кого считать главным первым- Сорокина или Кленова. По книге Кленова «больше»). Как уже говорилось, по обоим версиям,  Мабыкин опытный и талантливый штабник, но с моральной точки зрения небезупречный.  В повести Бурых уже в отставке отчитывает Мабыкина за его двуличие. В фильме ему дают полк, а в книге предложили перейти на преподавательскую работу. В каком-то смысле это провал карьеры, в каком-то - он там как раз и будет на своем месте. Хотя честнее было бы его послать на военно-дипломатическую работу, как мне кажется. В штаб ОВД или типа того.   

Но самое главное отличие фильма и книги в следующем. По фильму, противостояние Кленова и Мабыкина - двух друзей по Академии и по своему двух моделей современного перспективного офицера -  из-за чисто абстрактных и моральных вещей. 

«Вот что в твоей работе самое трудное?  

-Самое трудное…. Угадать… Во –первых, что начальство знает. Во-вторых, что оно хочет знать. И в –третьих, это самое сложное, чего оно знать не хочет. И никаких тебе пособий и инструкций на этот счет, все на интуиции. Сказал, когда надо было промолчать; промолчал, когда надо было сказать, глядь, и потерял друга. Есть такая пословица «Худшее из стран это место, где нет друга».   

-Но есть и другая «Платон мне друг, но истина дороже».  

– Истину, Ильюша, в нашем деле только война обнаружит. Так что на сегодняшний день Платон явно дороже. Как Платон на тебя посмотрит, как Платон о тебе доложит. А вот ты что-то меня не хочешь понять….»   В книге они оба фронтовики и к моменту встречи на страницах книги уже … не терпят друг друга. И фактически не общаются. Потому что у них уже было общее прошлое, навсегда перечеркнувшее какие-либо отношения. Кленову противно, а Мабыкин боится, что Кленов скажет вслух.  

Деревня Прелестная в июле 1943г. Там, по книге, Мабыкин «растоптал один из незыблемых заветов русского воинства- сам погибай, а товарища выручай. Рота тяжелых, неповоротливых, полученных от англичан по ленд-лизу «черчиллей», атаковала немцев на рассвете. Накануне она потерла почти половину машин в ожесточенном танковом сражении под Прохоровкой». (так же упоминаются восьмидневные бои измотанной пехоты). В одном из них мехводом был младший техник-лейтенант Кленов, а командир танка лейтенант Мабыкин. В конце концов, их «Черчилль» был подбит очередью из авиационной пушки, танк загорелся. Команды покинуть машину не было. Не дождавшись, Кленов через боковой люк вытащил младшего механика-водителя (сержанта) без сознания, но был ранен в левую ногу. Сержант умер, Кленов целый день пролежал в воронке на нейтралке, отбиваясь от немцев, и лишь ночью был вынесен. Уже в тылу он узнал, что Мабыкин благополучно выбрался и сообщил, что механики сгорели, не успели выбраться. То есть он попросту бросил двух раненных подчиненных. Его не судили, так как то ли пожалели, то ли не успели- Мабыкин был эвакуирован с легким ранением при бомбежке. «Так и разошлись дороги Кленова и Мабыкина на долгие годы, чтобы сойтись на Севере вновь».   

Подбитые "Черчилли" из 36го гв. ттпп.
Подбитые "Черчилли" из 36го гв. ттпп.

Упоминание «Черчиллей» и Прелестной под Прохоровкой говорит нам, что Кленов, скорее всего, служил в 36м гвардейском тяжелом танковом полку прорыва.    

Генерал-майор Бурых Кузьма Никодимович.  Жил в Сибири, воевал в Гражданскую против Семенова. В 1941 он, уже подполковник, сражался под Оршей, подбил лично из ПТР 2 танка. Умер во второй книге. Был председателем совета ветеранов района, комитета ДОСААФ и тд. Назвали именем улицу. Герой в целом тоже положительный, хотя и ретроград.   

Герои, отсутствующие в фильме- капитан Горышин- комроты взвода Сорокина. Потом подполковник и командир полка. Его отец, политрук, был из то же деревни, что и Кленов.   «МихМих»  Крутов- однокашник Сорокина. Уже майор и в Академии. Женился на сестре Сорокина.  Да и вообще, там третьестепенных и просто фоновых героев больше. Встречал на форумах сетования, что нереалистично показана военная иерархия - всего лишь комдив, комполка, комбат, пара молодых офицеров и замполит. В книге все должности на месте.  

Удивительно, но при такой серьёзной переделке сценария, на самом деле там очень много общего. Сохранены основные сюжетные линии- противостояние Кленов-Мабыкин, Кленов-Бурых, Сорокин-Селицкий, атака Двугорбой, многие диалоги просто слово в слово из книги. Вплоть до того, что анекдот Цатуряна в фильме прерванный на полуслове, есть полностью в книге. Не удивляюсь, если первоначально он был снят до конца.   

Немного по географии фильма. Там упоминается два города. «Каменск, что в 93 км от Губинска». Явная аллюзия на Мурманск (тогда это 131я мсд) и Каменку (45я мсд), в которой снимался фильм. В книге названия не упоминаются, и появляются лишь во второй книге, то есть автор заимствовал их из кино. Похожая история с учениями «Двина» (1970). В фильме они упоминаются как уже прошедшее событие. Кленов «блеснул» на них со своим батальоном, ему дали полк. В книге, как мы помним, они должны быть еще в будущем, и автор во второй книге как раз отправляет своих героев туда. На этом и заканчивается вся дилогия. Только вот Кленов не командир батальона, а командир дивизии. Такое вот искривление пространственно-временного континуума.   

Поклонникам миллиметража, заклепок, тактических раскладов и технотриллеров, впрочем, здесь читать нечего. Вот как, например, описывается переход на новую технику в полку. Танки «еще более низкие». Все. Примерно так же описаны и тактические решения. Упор делается на психологию отношений. Вот здесь много интересных подробностей быта, отношений военных между собой, с местным и партийным руководством, левые операции с «Военторгом», немного упоминается дедовщина и тп.   Часто подчеркивается мысль, что и солдаты, и офицеры не такие как раньше. Солдаты приходят сразу после школы, а не тертые деревенские калачи как раньше, для них армия первый реальный трудовой опыт. Офицеры - не бывшие солдаты с нуля (но зато с фронтовым опытом), а после училища. То есть теории и знаний в голове в сто раз больше, а вот жизненного опыта меньше, и нужен другой подход и к тем, и к другим.   Сюжетные линии написаны без чернушного накала критиканства времен Перестройки, в большинстве случаев -  с хэппи-эндом, но довольно убедительно. Большая часть романа и построена на ошибках и проблемах офицеров разных уровней, разных  характеров… Консерватор Бурых, черствый Горышин, неудачливый Сорокин, безвольный Селицкий - список можно продолжать. Но при этом автор не смакует проблемы и безысходность, а пытается найти выходы для своих героев. Они ошибаются, их учат, и они учат, при этом все, абсолютно все офицеры имеют и положительные черты, даже те, кто подаются как скорее негативные примеры. Безусловно положительными подаются только Командующий округом и будущий замминистра, и Кленов с Варенцовым. Но так как лишь Кленов описывается подробно, то можно сказать, что реальный положительный герой вообще только один. Производственный роман, одним словом.    

Хотя с «санта-барбарой» автор, на мой взгляд, все же переборщил. Например, нерадивый солдат (и "старик") Буквин имеет деда из одной деревни с генералом Кленовым.  Истории Кленова и Мабыкина, Кленова и Горышина, Кленова и отца Селицкого, Сорокина и МихМиха и прочих описывались выше. И все они пересекаются - оказываются земляками, однокашниками, сослуживцами, родственниками. На учениях в БВО Кленову вновь встречается Цатурян. Если Кленов идет на место гибели в 1944г своего подчиненного и друга лейтенанта Степанова, то рядом обязательно оказывается мельник, который все это же видел тогда и проводит его на братскую могилу. Прям не «ружье на стене», а целый «чеховский пулемет» получается.  

Ну и напоследок. Автор много и с уважением пишет о посещении солдатами и офицерами памятников, братских могил, памятных мест. Для основных героев – фронтовиков это не рутина и даже не привычка. Для них это часть их жизни, их боевые друзья и их собственная молодость, без лишнего надрыва и пафоса. И они по возможности стараются …старались  передать это чувство молодому поколению. На этом, пожалуй, закончим


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened