major_colville

Category:

Немного об Исандлване.

Миф о боеприпасах.

В истории с Исандлваной самым непонятным и главным вопросом остается  как зулусы с копьями смогли уничтожить хорошо вооружённый батальон регулярных войск. Челмсфорд со своими политическими и строевыми офицерами нашли, как им казалось, самый простой и логичный ответ прямо тогда. Солдаты в линии остались без боеприпасов. 

Прибытие в лагерь после боя, 1879г.

Выжившие рассказывали, что люди Дернфорда испытывали нехватку патронов, хотя сейчас определённо можно сказать, что их отступление в лагерь было из-за угрозы окружения. Зулусы забирали винтовки убитых и их боеприпасы, многие ящики были просто разломаны, так как новые хозяева торопились, остающиеся в обозных повозках явно были передвинуты. Также зулусы обыскали и опустошили подсумки убитых, и это произвело впечатление, что солдаты расстреляли весь свой боезапас. Эта версия усиливалась валяющимися пустыми ящиками и их обломками, якобы свидетельствами последних безумных попыток солдат добыть патроны. И она окончательно укрепилась в общественном мнении и на страницах книг. Вина легла на некомпетентных офицеров и интендантов. 

Спор не закончился. Описания пустых ящиков и немногие свидетельства очевидцев дают аргументы как в пользу основной версии, так и против. Есть свидетельства того, что боеприпасы исправно подносились к линии перед и во время боя. Например, об этом пишет рядовой Уилсон. Капитан Эссекс утверждает, что квартирмейстер, который как полагают, отказывался выдавать боеприпасы (похожая сцена есть и в фильме), был убит даже раньше, чем ящики погрузили на телегу. Также он видел, как подобная повозка ехала к боевой линии во время боя. Показания зулусов говорят о том, что войска, отступавшие к обозному парку, продолжали яростно стрелять, пока не были перебиты. Нечаянным основателем (а возможно и жертвой) мифа стал знаменитый генерал Г. Смит-Дорриен, который писал о трудностях со снабжением спустя 50 лет после битвы. Он видимо забыл, что в письме, написанном через пару дней после боя, сам же писал «я был за линиями 24го полка, помогая подносить им дополнительные боеприпасы». Миф помогал объяснить необъяснимое понятным объяснением (тавтология авторская), одновременно принижая огромную храбрость и умения зулусов. 

Во время археологических раскопок на месте битвы летом 2000г. были обнаружены многочисленные металлические детали и другие сопутствующие остатки ящиков, разбросанные вдоль линии обороны. Это подтверждает, что припасы все-таки подвозились. 

После того как линия была прорвана, бой и резня продолжались не более получаса. Никто не выжил, чтобы рассказать, что происходило тогда, и здесь есть только описания самих зулусов. 

«Ах, эти красные солдаты при Исандлване. Как мало их было, и как они сражались. Они пали как камни, каждый человек на своем месте». Записано капитаном Г.Хэллам-Парром. (Самая пафосная и знаменитая цитата про Исандлвану. Не удивлюсь, если она как минимум приукрашена. Вот для примера ниже еще один образчик джингоизма). 

"Последний приказ полученный ими гласил "Примкните штыки и умрите как британские солдаты!" и они его выполнили". Гравюра и подпись из иллюстрированного журнала, 15 марта 1879г.

«Они бросали свои ружья, когда патроны кончались и стреляли из пистолетов, пока снова не кончались патроны, и тогда они встали в линию, плечом к плечу, спина к спине и отбивались своими ножами» (неясно что зулус имеет в виду- штыками? саблями?) Записал Ч.Норрис-Ньюман.

«Некоторые закрывали лицо руками, не желая видеть смерть. Некоторые бегали. Некоторые заходили в свои палатки. Другие же были в ярости, даже тяжело раненные они стояли и сражались на своих постах». Мазивенто, зулусский воин.

Михлоказулу, сын вождя Сихайо, дал, судя по всему, описание последнего боя полковника Дёрнфорда. «Когда мы вошли в лагерь, мы столкнулись со смешанной группой людей, которые были остановлены одним из наших «рогов». Они оказали отчаянное сопротивление. Одни отбивались из пистолетов, другие саблями. Я неоднократно слышал слово «Огонь!», но мы сломили их и убили всех до единого, где они стояли. Когда все закончилось, я подошел взглянуть на них и увидел офицера с рукой на перевязи и большими усами, окруженного карабинерами, солдатами и людьми, которых я не знал».

Зулусы убили всех солдат, лошадей, скот и даже собак, которых смогли поймать. Такова была их ярость. Спустя 2 часа после первого появления зулусов, в лагере не осталось ни одного живого противника победителей. Кроме одного. Один выживший, предположительно из роты капитана Янгхасбэнда, побежал по склону горы Исандлвана и спрятался в пещере. Судя по рассказам зулусов, он 2 часа, экономя патроны и тщательно прицеливаясь, никого к себе не подпускал, убивая всех, кто приблизится. В конце концов, их терпение лопнуло, зулусы собрали отряд воинов с трофейными ружьями и стали стрелять по пещере, залп за залпом, пока не убили солдата. Его имя и точная часть не известны. В зулусском фольклоре остался отпечаток грусти о том, что им пришлось убить столь храброго воина. 

Последний из 24го полка. Художник Ричард Мойнен.

Миф о потрошении.

Раз уж зашла речь о зулусском фольклоре, упомянем и еще один устойчивый миф – о выпотрошенных заживо пленных. В зулусских боевых и погребальных обычаях действительно есть традиция потрошить и расчленять тела убитых врагов. Столкнувшиеся с обезображенными телами своих товарищей, ужаснувшиеся британцы решили, что это следы прижизненных пыток. 

Кадр из фильма «Рассвет зулусов» 1979г. Челмсфорд возвращается в разгромленный лагерь.

У зулусов был, во-первых, обычай укухломула – неоднократное втыкание копий в свежий труп. Воин, участвующий в битве, но реально не убившей в ней по каким-то причинам врага, мог «причаститься» и ритуально приобщиться к славе победы, «омывая в крови» оружие, втыкая его в тела. 

Следующий обычай, qaqa, был связан с представлениями о загробном мире. Разрезание живота мертвеца. Под жарким африканским солнцем тела очень быстро начинали разлагаться, особенно раздувался живот. Зулусы верили, что это душа пытается выбраться из тела. Поэтому победитель должен помочь ей, "вскрыв" труп, иначе дух будет преследовать тебя самого, раздувать живот уже тебе и доведет до безумия. 

Уже упоминавшийся Михлоказулу, опрошенный в сентябре 1879г. говорил. «Мы снимали верхнюю одежду, но не брюки, но если мы видели кровь на одежде, то не трогали. Все тела были нами вскрыты, если бы мы это не сделали, зулусов раздуло бы так же, как мертвецов». 

Некоторые убитые «вскрывались» немедленно. Один из выживших, Ричард Стивенс из Натальской конной полиции, был шокирован: «Я был в лагере так долго, как мог и я увидел самое ужасное, что когда-либо мог увидеть. Зулусы крошили наших, и палатки, и все, что попадалось им на пути, своими ассегаями. Они не просто убивали, но потрошили тела».

Еще один обычай, связанный с расчленением – отрезание от тела различных частей для последующих ритуалов и обрядов перед войной. Это называлось интелези и проводилось зулусскими «докторами». Части тел мертвых врагов, особенно тех, кто проявил доблесть и храбрость, должны были поднять боевой дух и привести зулусов к победе. Так как при войске зулусов при Исандлване эти «доктора» были, то не исключено, что и здесь они пополняли свои запасы для этих обрядов. Наблюдения Арчибальда Форбса, сделанные во время погребальной экспедиции в мае 1879г. весьма красноречивы: «Все были выпотрошены, некоторые скальпированы, другие изуродованы еще более страшными способами».

Сержант Томас Купер из 1го батальона 24го пехотного полка, "батальона не юных рекрутов, но опытных вояк, большинство с бородами". Погиб при Исандлване,

При Исандлване был замечен и еще один вид изуродования тел. Отрезание челюстных костей вместе с бородами. Зулусы были не знакомы с растительностью на лице, и прекрасные густые бороды очаровали их. Фактов, того что это происходило еще при жизни жертвы нет, но англичане были в ужасе. После Исандлваны появляется мода брить бороду по всей армии (вероятно, в Африке, по англо-афганской войне это не особо заметно. м.К.). Солдаты мирились с мыслью, что можно потерять жизнь «за королеву и страну», но не хотели быть обезображенными после смерти. 

В общем, между культурными особенностями и обычаями зулусов и англичан лежала глубокая пропасть непонимания, и после Исандлваны пленные зулусы обычно расстреливались. 

В лагере Королевских шотландских фузилеров, 1879г.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened