major_colville

Category:

Снова о колоризации. И "Русском стиле".

И вновь о неудачной колоризации. В сети довольно распространена эта фотография. Николай II с семьей, 1910е годы. 

Зеленая рубаха, синие штаны с красным кантом, красный крест на груди цесаревича и темный крест на груди императора. Заливая рубаху зеленым цветом неправильного оттенка, колоризатор не заметил колодки ордена. На нецветной фотографии она в тени складок одежды, но в цветном варианте черно-красная лента Владимира 4й степени должна быть хорошо видна. Темный цвет эмали так же не особо достоверен. Да, одно время была мода на «черные» ордена, но к началу ХХ века она уже прошла. А вот крест цесаревича, наоборот должен быть черным, ибо это не орден (да и не носились ордена без ленты), а полковой знак Гвардейского экипажа. Алексей как раз в морской форме. 

Эти ошибки отсутствуют на этом варианте оцветненной фотографии, да и оттенок более приятный. Но самая главная и «яркая» ошибка сохраняется. Император на самом деле не в защитной гимнастерке или рубахе, а в малиновой!

Потому что на фото Николай II в форме полковника Лейб-гвардии 4-го стрелкового Императорской Фамилии полка и аксельбантами флигель-адъютанта.  Шаровары должны быть темно-зеленые или «царского» («цвета морской волны») цвета.  Датировку фотографии можно сузить – например, известно, что открытка на основе этой фотографии с автографом  была подарена императрицей в марте 1914г. унтер-офицеру СЕИВ Сводного пехотного полка. А знак Гвардейского Экипажа введен в 1910г. 

Слева — реконструкция С.Попова погона Николая II как полковника стрелков Императорской фамилии (как раз те, что на фотографии). Вензель Александра II полагался Николаю как состоявшему в роте Его Величества на 1 марта 1881г., а вензель Александра III – как флигель-адъютанту последнего с 1889г. Малиновая рубаха стрелков, принадлежавшая последнему императору (ГМЗ «Царское Село»). Справа внизу знак Гвардейского Экипажа. 

Сверху- нецветные оригиналы. Внизу слева- более правильная раскраска, справа - неправильная.


Лейб-гвардии 4-й стрелковый Императорской Фамилии батальон (с 1910г - полк) был сформирован в 1855г. как Стрелковый полк императорской фамилии (позже причислен к Гвардии) и с момента возникновения резко выделялся своей «русской» формой, «приближенной к обыкновенной крестьянской», «русского покроя» (и «кучерской» по мнению недоброжелателей)- полукафтаны, шаровары, особая шапка с ополченческим крестом и тп. 

Судя по картине Гебенса 1858г. неофициально вне строя уже  носились и красные рубашки. 

С 1867 по 1881г носились шнуры, наподобие гусарских. При Александре III, как и у всех, форма упростилась, но все равно продолжала выделяться своим «русским стилем».

В белых летних гимнастерках. (трое справа из другой части).
Французская открытка 1890х гг.

В 1905г. на ужине в честь 50-летия батальона, Николай объявил, что возвращает им «самую первую форму с малиновыми рубашками». С 1906г. вводится еще одно отличие – погоны с гусарским галуном (с зигзагом). 

Смена караула у Екатерининского дворца в 1909г. Уже малиновые шелковые рубахи. Видны широкие рукава с большим напуском на обшлага - часть неофициального стиля.

Стрелки держали тонность и стиль и неофициально. Полукафтаны офицеров шились длиннее солдатских, на сапогах добивались «гармошки» - большое количество складок, сборок, ну и, конечно же, более широкие шаровары, чем в остальной армии. 

поручик Бобровский, 1906г. Рукава!!!

А.И. Куприн: «Широкие черные штаны, по моде, заимствованной у императорских стрелков, надевались с широким напуском и низко заправлялись в собственные шикарные сапоги».

А.А.Керсновский (про «мужицкую» форму Александра III ):«Офицеры стремились смягчить уродство новой формы, каждый на свой вкус. Одни укорачивали мундир на прежний образец, другие, наоборот, удлиняли, приближая его к сюртуку, третьи по примеру стрелков утрировали напуск шаровар, доводя их до носков сапог. В результате — иностранные корреспонденты, видевшие русскую армию в Маньчжурии, поразились, что нельзя было встретить двух офицеров, одинаковым образом одетых»

Малиновая рубаха-«косоворотка» обр. 1906г. послужила  прототипом для защитных походных рубах обр. 1911 уже для всей армии. 

Форма Императорских стрелков была едва ли не самая любимая у последнего императора. Генерал-лейтенант А.А.Мосолов: «Николай II в домашней обстановке облачался в «мужицкую» рубаху и хорошо в ней выглядел. Один из императорских гвардейских полков был обмундирован подобным же образом».

Небольшое отступление – данная цитата из издания 2006г, переведенного с английского (книга Мосолова неоднократно переиздавалась, в английском варианте есть отличия). Не мог русский офицер написать «какой-то полк гвардии» -  названия и прозвища, история и «отлички, выпушки, петлички» полков  вбивались намертво на подкорку еще в военных училищах, быв одновременно и своеобразным хобби, и частью цука. Ну а на службе это окончательно утверждалось. Недаром даже в эмиграции, не имея под рукой справочников и литературы и интернета, ориентируясь только на свою память (зачастую уже старческую), многие с любовью описывали и историю, и униформу своего полка, да и в других, по крайней мере знаменитых,  частях,  плюс-минус разбирались. 

Я не поленился и нашел издание 1938г. на русском языке и английское. «Николай II, правда, надевал дома красные крестьянские рубахи и даже дал их, под мундир, стрелкам императорской фамилии». 

«Nicholas II used to wear a sort of mujik's blouse at home, and looked well in it. He had put one of his regiments, the Fusiliers of the Imperial Household, into similar garb». Фузилеры Императорской Семьи (можно перевести и Двора, но здесь по смыслу и контексту именно семья) - типичная ошибка. Доктор Ватсон у нас тоже Стрелок  оказался, хотя он как раз Фузилер. Корректно было бы перевести «стрелков» на английский как Rifles , и указать правильное название полка при обратном переводе, но современный переводчик не стал заморачиваться и написал обтекаемо «один из гвардейских полков». 

Военный министр А.Ф.Редигер: «…когда стрелкам императорской фамилии вернули старую форму с малиновыми шелковыми рубашками, он дома почти всегда носил ее, притом в летнюю жару – прямо на голом теле».

Из дневника самого Николая, например: «Чудесный день – 10 гр. в тени… Солнце отлично пригревало - я вышел в малиновой рубахе».

Алексей в Преображенской форме, Николай II - в стрелковой императорской фамилии.

Следует  отметить и то, что офицерских гимнастерок как таковых в РИА в мирное время, и официально, не было. В 1913г. было введено, что в военное время офицеры обязаны носить солдатское обмундирование, в т.ч. рубахи и гимнастерки. Но так как это Высочайшее повеление было секретно, большинство узнало об этом только в 1914г., что вызвало определённые проблемы. Во многих полках побогаче сумели пошиться единообразно, хотя бы на время выступления на фронт. Многие вообще покупали или шили за свой счет, в годы войны разнобой усилился окончательно - офицеры ходили в разных официальных образцах солдатских рубах и гимнастерок, самоделках, доработках - на что хватало фантазии, желания, представлений об удобстве и красоте, возможностей и полковых традиций – обычно это касалось разного покроя карманов, воротников, цветной полковой тесьмы на планке и обшлагах, иногда даже разрезы и тп. Ю. Макаров из Семеновского полка вспоминал, что к 1915г. у них появились «полукителя-полурубашки», придуманные самими офицерами, и, по его мнению, почти не отличающиеся от советской формы  1945г.  


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened