major_colville

Categories:

Шерлок Холмс и загадка одной картины.

В один зимний вечер  мы сидели вместе с Холмсом у камина нашей  гостиной  на  Бейкер-стрит.  Я  углубился  в   последнее исследование  по хирургии, потом перешел на газеты и журналы, а Холмс старался прочитать с помощью сильной лупы остатки первоначального текста на палимпсесте. 

—  Да, Ватсон, хорошо, что  в  такой  вечер  не  надо никуда  выходить, -  наконец сказал  Холмс,  отложив лупу и свертывая древнюю рукопись,- На  сегодня  достаточно.  От  этой  работы очень  устают глаза. Насколько я могу разобрать, это всего лишь счета аббатства 2й половины XV столетия. Однако скучно. Почитайте мне новости - что интересного?

— Землетрясение в Турции, 400 погибших… - начал я, - В Атлантике, в районе Бермудских островов, таинственно исчез пароход "Клементина"…. Политический обзор,.., экономический обзор за неделю…

На юге сильные дожди…. Котировка валют... Лорд Уотербрук прибыл в Индию…

—  Человек, который любит  искусство  ради  искусства, - перебил  Шерлок  Холмс, отложив в сторону револьвер, из которого он собирался было выбить на стене очередной вензель, —  самое большое удовольствие зачастую  черпает  из  наименее  значительных   и   ярких   его проявлений. Что за картинка мелькнула там на обороте?

— Вы об этом? 

— Пишут, что на аукционе продана картина знаменитой художницы Элизабет Томпсон, леди Батлер, «Инцидент при подавлении восстания Ораби-паши в 1882г» — ответил я. 

— Вот как, —  почему-то оживился Холмс, обычно не проявляющий интереса к живописи, —  и что пишут? 

— Да, в общем, ничего особенного. Ушла за 1500 фунтов. Холст-масло, размеры…, описание повреждений…, из частной коллекции…. Имеется подпись… Историю ее создания можно прочесть в №№ журнала «Оружейник» за 2017г. 

—  Как интересно, а принесите-ка его, почитаем.

Я вышел и вскоре вернулся с искомым номером. Холмс с видимым любопытством углубился в чтение, бормоча вслух.

— В начале статьи краткая биография Элизабет Томпсон. «В живописи она сделала для солдата то же, что Киплинг в литературе». Все правильно, но кто же не знает леди Батлер?! Та-ак, еще полстатьи посвящено Ораби-паше и его восстанию – но опять-таки человеку, которого заинтересует подобная картина это и так известно, а кому не интересно, тому и не нужно. В любом справочнике, как говорится,… 

Э.Томпсон, леди Батлер (в центре), слева ее муж, генерал-лейтенант сэр У.Ф.Батлер (здесь- подполковник, 1883), справа - Ахмед Ораби-паша в 1882г.
Э.Томпсон, леди Батлер (в центре), слева ее муж, генерал-лейтенант сэр У.Ф.Батлер (здесь- подполковник, 1883), справа - Ахмед Ораби-паша в 1882г.

Нет, это уж ни в какие ворота! Вот послушайте: «Место действия установить не представляется возможным, но картина, должно быть (!), базируется на описаниях или эскизах предоставленных Уильямом Батлером или его коллегами». «Учитывая тщательность леди Батлер в изображении униформы и оружия мы можем быть уверены, что форма как лейб-гвардейцев, так и египтян точна». Какие прекрасные образчики самозамкнутых доказательств! Подробности создания картины мы представим в статье, а статья базируется на общеизвестных справочных описаниях и логике, что раз муж художницы участвовал в этой экспедиции, то наверняка ее и консультировал; раз она всегда была точна, значит и здесь все правильно! Круг замкнулся. 

А вот, наконец-то хоть какая-то конкретика: Изображен «по-видимому, револьвер системы Джона Адамса, армейская модель 1867г. (Марк 2)» , «у солдата Ремингтон со штыком-ятаганом», «детали изображенных палашей не ясны, но это должны быть модели лейб-гвардии образца 1820г или 1848г., бывшие тогда на вооружении». Мда… «По-видимому», «не видно, но должны»…Не находите ли, что для «истории создания» редкой картины как-то не очень? Зато какой слог —  «Нажмет ли он на спуск - кто знает?», «здесь нет ужасов боя, «крови и кишок» для усиления драматического эффекта. Тем не менее, картина напоминает о малых войнах королевы Виктории и является редким примером работы великого художника». 

Зная характер своего друга, я уже догадывался, что ему что-то не нравится, но решил подыграть ему. 

— А что, у вас есть какие-то сомнения?

— Сомнения, Ватсон? Да, есть. Мне кажется, что картина не соответствует уровню леди Батлер, да и сюжет не в ее духе. И статья где маловато фактов, но много эмоций не сильно убеждает.

— Но это тоже лишь косвенные догадки.

— Да, если говорить только о стиле и т.п., то слово одного искусствоведа или знатока против другого - и спорить можно до бесконечности. Всегда, как ни крути, есть ошибки - намеренные или добросовестные, исключения из правил, в конце концов. Но я знаю отношение сэра Уильяма к этой теме: «Побить этих бедных солдат-феллахов не бог весть какой повод для восторга», «мы прошли через земляные укрепления Ораби-паши как сквозь коричневую бумагу». Да и с тогдашней имперской политикой в Египте, похоже, он не был согласен. Когда жена рассказала ему о своих планах написать большую картину на тему битвы при Тель-эль-Кебире, полковник не пришел в восторг и отговаривал ее. Не удивлюсь, если она просто не стала выносить сор из избы, и что он в этом случае не особо помогал с консультациями. 

Э.Батлер "После битвы: прибытие лорда Уолсли со штабом на поле боя при Тель-эль-Кебире, 13 сентября 1882г.", 1885г. Полководца и его свиту приветствуют горцы Гордонского и Камеронского полков.
Э.Батлер "После битвы: прибытие лорда Уолсли со штабом на поле боя при Тель-эль-Кебире, 13 сентября 1882г.", 1885г. Полководца и его свиту приветствуют горцы Гордонского и Камеронского полков.

Картину встретили благожелательно, как и все ее работы того периода, хорошо отлитографировали,  а вот мужу она не нравилась. Картина исчезла в 1910г. - после смерти сэра Уильяма ее никто не видел. Сохранилась лишь центральная часть, и видно, что она порезана. 

Сохранившийся фрагмент. В центре - командующий Г.Д.Уолсли, слева его заместитель сэр Джон Адай, между ними - генерал-майор герцог Коннаутский, справа - муж художницы подполковник У.Батлер.
Сохранившийся фрагмент. В центре - командующий Г.Д.Уолсли, слева его заместитель сэр Джон Адай, между ними - генерал-майор герцог Коннаутский, справа - муж художницы подполковник У.Батлер.

Сам ли ветеран порубил в порыве гнева перед смертью или родственники не осмелились не исполнить его последнюю волю, кто знает... Родовые поместья хранят много тайн, Ватсон, и не нам в них лезть... 

Холмс помолчал.

— Просто посмотрите на обе эти картины, Ватсон. «Выезд Уолсли на позиции» довольно безобиден, типичное торжественное батальное полотно - полководца и его свиту восторженно приветствуют солдаты, нет крови и трупов - и тем не менее вызвал такую бурю эмоций.  А тут. Вот какая цитата на ваш взгляд подойдет к этой картине – слова сэра Батлера про несчастных феллахов или «Бей барабан, труби труба, коли врага, руби врага»?

Я смутился, — Вы напоминаете о моих весьма посредственных виршах молодости...

—  Ну не обижайтесь дорогой друг, не удержался... Хорошо вот вам другая цитата. Из письма командующего Уолсли герцогу Кембриджскому об атаке Придворной кавалерии 24 августа 1882г. Лейб-гвардейцы «своими тяжелыми палашами разрубали (египетских) солдат от головы до пояса». Вот и подумайте, какие цитаты и похожие картины подойдут к ней в пару.

— Да. Вы правы, но все же…

— Раз мы заговорили о картинах, хочу еще кое-что вам показать, так сказать, уточнить один момент про Египетскую экспедицию. Найдите мне подшивку «Иллюстрированных лондонских новостей» за 1882г. 

Я полез на стремянку, чтобы снять с верхней полки огромный фолиант.

— Не будем тратить время, откройте сразу 16 сентября.

На странице красовалась литография - за подписью Ричарда Катона Вудвилля!

Р.К. Вудвилль "Война в Египте: Сдавайся!", 1882г.
Р.К. Вудвилль "Война в Египте: Сдавайся!", 1882г.

— Но как, Холмс?! – лишь растерянно пробормотал я.

— Элементарно, Ватсон - рассмеялся Холмс, - я просто знал, видел эту картину раньше. Потому и удивился, что ее приписывают леди Батлер. Пока вы ходили за журналом, я уточнил выходные данные по его биографии. Заметьте, что автор статьи ни словом не упомянул Вудвилля. Простое незнание? - но тогда под вопросом его компетентность в области викторианской баталистики. Или что-то другое…

Я молчал, пораженный. А Холмс продолжал:

— Для начала, даже косвенные доказательства за Вудвилля. Он был в той экспедиции и многое видел сам или слышал рассказы из первых уст. Сюжет и стиль больше похож на его другие работы. Обратите внимание и на то, что его рисунок четкий и крайне подробный в деталях, масляная картина – нет. Кстати смущает меня и форма солдата - больше похожая на хаки, между тем летняя форма египтян была белая. На литографии Вудвилля, даже не цветной, ощущение белизны есть. 

Раскрашенный вариант газетного рисунка.
Раскрашенный вариант газетного рисунка.

Зараженный его скептицизмом, я заметил:

— В Афганистане мы все уже ходили в хаки, красные мундиры встречались очень редко, а тут…

— Нет, это как раз правильно, в 1882г в Египте войска были в красном и синем, — перебил Холмс, —  Кстати, сохранившийся обрывок оригинала показывает, что некоторые попытки раскрасить литографию несохранившейся картины  не верны. 

— Странно другое – главный персонаж не офицер, сержант или трубач, логичнее был бы карабин, а не револьвер в его руках, ну да ладно. 

 — Главное – железобетонный, не опровергаемый аргумент. Как я уже говорил, таблички можно перепутать в музее, искусствоведы могут спорить до хрипоты об особенностях стиля, а историки и психологи об обстоятельствах создания картины и настрое автора в тот момент. Но здесь – рисунок Вудвилля опубликован по горячим следам в массовом издании, которое невозможно подделать, значит, он стопроцентно первичен. 

— И что вы думаете?

— Можно предположить две версии. Версия первая. Леди Батлер нарисовала картину, даже скорее эскиз, использовав чужой рисунок в газете как образец. Еще не зная, как к этому отнесется ее отсутствующий  муж. Потом она спрятала, или подарила, или продала – какому-нибудь другу, офицеру, полковому собранию…

— А вторая?

— А вы сами не догадываетесь, Ватсон? - улыбнулся Холмс. Мы замолчали.


Судя по игре "Шерлок Холмс против Джека Потрошителя" еще одна картина Вудвилля висела в гостиной самих Холмса и Ватсона. "Майванд: спасение орудий", только почему-то в зеркальном отображении.
Судя по игре "Шерлок Холмс против Джека Потрошителя" еще одна картина Вудвилля висела в гостиной самих Холмса и Ватсона. "Майванд: спасение орудий", только почему-то в зеркальном отображении.

ПС. Это художественный рассказ, все персонажи являются вымышленными. Любое сходство с реальными людьми или событиями является случайным совпадением. 


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened