Categories:

Ущелье духов -1.

Фильм «Ущелье духов» вышел на экраны в 1991г. и посвящен Афганской войне. Группа советских солдат, незадолго до вывода войск, отправляется «пошерстить духов» напоследок и гибнет в неравном бою. Сюжет современному зрителю может показаться невнятным и затянутым, изображение боев и спецэффекты довольно наивными, но с точки зрения униформы, несмотря на ряд огрехов, фильм снят очень достоверно.

Капитан Грачев описывает свой хитрый план входа в ущелье.
Капитан Грачев описывает свой хитрый план входа в ущелье.

О временной привязке уже сказали – и это, скорее всего, 1988г. Географически – события происходят в и вокруг, видимо вымышленного, кишлака Гюльахан, находящегося рядом с Ущельем духов. Это сейчас все знают армейский жаргон – «зеленка», «зачистка», «духи» и тп. Тогда это слово было экзотическим и диковинным, по телевизору и в статьях говорили мятежники, басмачи, душманы. Слово «духи» пришло только с первыми мемуарами «афганцев» и даже в названии фильма написано в кавычках - «Ущелье «духов».

Из настоящих названий упоминается Панджшерское ущелье, откуда и должен прийти караван, который собираются «забить» главные герои. Не аллюзия ли на Панджшер само название фильма? Что в принципе заставляет нас сразу вспомнить о 682м мсп или 108й мсд

Внимательно посмотрим на персонажей. Все в тельняшках; мотострелковые эмблемы на форме; БТРы и БМП на вооружении; у многих, хотя и не у всех, «десантные» АКС-74 с рамочным прикладом. Скорее всего, это разведрота мотострелкового полка или бригады, или разведбат мотострелковой дивизии. Капитана Грачева в одной из сцен называют замкомбата (а не командир разведроты, как пишут в интернетах), что косвенно свидетельствует в пользу разведбата, а не роты. Нет и гвардейского значка на солдатах – так что вполне получается 781й отдельный ордена Красной Звезды разведывательный батальон  108й Невельской Краснознаменной мотострелковой дивизии.

Форма одежды - голый торс. Часовой на входе на базу в панаме для жарких регионов (один из символов Афганской войны) и кителе-шестьдесятдевятке.
Форма одежды - голый торс. Часовой на входе на базу в панаме для жарких регионов (один из символов Афганской войны) и кителе-шестьдесятдевятке.

Капитан Грачев в исполнении брутального Александра Казакова. Самый опытный и боевой офицер в части. Замкомбата, «за речкой» не менее двух лет, при этом обойден как минимум одним орденом, и как мне кажется, званием. «А ты тут борзей два года, весь в дырках как кухонный дуршлаг. И за это тебе - Туркестанский военный округ».

Грачев в "маскараде" и мабуте. На нижних фото видны самошивные липучки на клапанах карманов, помимо пуговицы по центру.
Грачев в "маскараде" и мабуте. На нижних фото видны самошивные липучки на клапанах карманов, помимо пуговицы по центру.

Пожалуй, самый «приодетый» персонаж. Уже в начальной сцене фильма он в «маскараде» - чалма и плащ - встречается со своим информатором. В расположении части ходит в полевой форме обр.1984г. - знаменитой «афганке». Первоначально ее называли эксперименталкой, но ко временам показанным в фильме она была уже повсеместно и широко распространена в ОКСВА (не говоря об официальном принятии в 1984г. и «Правилах ношения…» 1988г.), и являлась основным видом одежды. 

«А кому охота пузо под пули подставлять? Конечно, только Грачеву. А мы могём. Так-нет, старший лейтенант? 

–Могём, товарищ капитан. Пускай командир не беспокоится. Все сделаем по классической схеме.

   Вот за это люблю. Другие жмутся по углам - тут болит, там болит. Из санроты не вылезают, а ты сам на боевые просишься. Люблю».

«Духовскую одежду брать? 

Ох, ё - любишь ты маскарад. Зачем?!  

 Ну мало ли. 

 Ну так сходим, в казенном» — говорит Грачев в одной из сцен накануне выхода, после чего, сняв ботинок, показывает им на карте план действий как Чапаев

Видны особенности летнего костюма спецподразделений обр.1981г. Карманы под нож и на передней части бедра, усиливающие накладки на коленях, форма клапанов.
Видны особенности летнего костюма спецподразделений обр.1981г. Карманы под нож и на передней части бедра, усиливающие накладки на коленях, форма клапанов.

На боевой выход капитан одевает застиранную до белизны «мабуту». И ее внешний вид, и сам факт, что он вообще сумел ее раздобыть, не являясь спецназовцем, подчеркивает его крутость и опытность. 

Костюм летний для подразделений специального назначения (или как пишут на бирках «костюм для с/подр» и «костюм с/подр»), он же знаменитая  мабута, прыжковка, песочка. В конкретном случае фильма - обр.1981г. Уже есть потайная застежка на карманах, прямоугольные клапана задних карманов, накладки на коленях. Но еще нет сетки для вентиляции в подмышках и паху, как на более поздних образцах (предположительно с 1983г). На клапанах заметны добавленные по образцу афганок липучки – самошив для большего удобства. 

Родной кепки от мабуты  у Грачева  нет, и он ходит в обычной - от афганки. Кстати о кепках. По правилам солдаты должны носить звездочку защитного цвета, а прапорщики и офицеры – кокарду. В фильме прапорщик носит «орешек». Видимо, чтобы подчеркнуть свой статус ближе к офицерскому. А вот офицеры вразнобой - у многих, как и реально бывало в жизни, звездочки, а не кокарды. Своеобразный фронтовой шик и маскировка. У Грачева совсем интересно – звездочка поверх невыцветшего овала от кокарды. Это подтверждает мысль о сознательной перестановке кокард и хорошей работе консультантов, а не случайной раздаче реквизита актерам «кому что досталось». Белая мабута, кепка со звездой, вкупе с автоматом с подствольным гранатометом и крутым ножом на бедре,  хорошо подчеркивают и дополняют образ лихого капитана. 


Первое фото слева сверху. Подполковник, приказывающий «дать реализацию, только по-умному, без глупостей, вы мне в Союзе живыми нужны». «Реализацию ему подавай и чтоб на теле ни царапины. А так не бывает, полковник. Чтобы духа поцарапать, надо и самим исцарапаться» — заочно отвечает ему капитан.

Второе фото сверху справа. Старший лейтенант  Молдованов. Особенностью формы старлея являются петличные знаки. Почти все в фильме носят мотострелковые эмблемы. А у него ВДВ. Что либо указывает на его статус разведчика в полку вообще, или на 3ю разведывательно-десантную роту, если считать, что они все же служат в разведбате. Разведчики обычно правдами и неправдами стремились выделиться, тем более, что действовало правило - эмблемы носятся по своему роду войск (службы), а форма - по воинской части. С учетом того, что некоторые действительно имели десантные ВУСы (рдр, противодиверсанты), а другие просто нарушали – так и появлялись «красные» и «черные десантники» (а также красные, зеленые танкисты, артиллеристы и т.п.)

Фото снизу слева. Солдаты смеются над шуткой местного балагура. На солдате слева — знак классности. Цифра не видна, но их было четыре — 3я, 2я, 1я и М (Мастер), плюс «Отличник Советской Армии». На движущихся кадрах мерещится и знак «Воин-спортсмен» но это не точно. В принципе, это стандартный джентльменский набор хорошего солдата того периода. Нет «Гвардии», о чем уже писалось выше.  Справа виден сержант в кителе-«шестьдесятдевятке» с защитными погонами и петлицами, но с желтыми пуговицами. По правилам 1988г. так выглядела повседневная форма (т.е. цветные погоны с буквами СА и петлицы на ней были отменены).

Прапорщик Белоносов (Иван-Царевич в «После дождичка в четверг»). Ходит в черных зимней и летней куртках от специального костюма для танкистов обр. 1972г., но в кепке и штанах от «афганки». Без погон, видны невыцветшие и незапыленные следы. Интересно, осознанно — для удобства и тп, или просто не нашли, или поленились пришивать, погоны прапорщика на «танкач»?

 В «танкачах»-же ходят и его подчиненные, но в панамах для жарких регионов (см. нижнее правое фото выше). На стрельбище прапорщик одевается в афганку. А «на войну», как и все, в горку. Похоже, он является вторым персонажем, который носит не мотострелковую эмблему, а что-то вытянутое. По идее, это должен быть танк. Так что при парадной форме он был бы «красный танкист».

На стрельбище, куда герои фильма зашли потренироваться перед боевым выходом, как полагается, все в СИБЗ - бронежилетах и касках, но прапорщики и офицеры позволяют себе быть без касок. Общевойсковой бронежилет 6Б3 (Ж-85Т) — первый советский противопулевой бронежилет, созданный под влиянием опыта Афганской войны. При его создании также впервые была предпринята попытка совместить защитный бронежилет с разгрузкой. 

Часовые тоже в касках и бронежилетах. Верхнее фото справа — интересная манера ношения ремешка «по-английски», известная по фотографиям того периода. «Научное» объяснение — чтобы не задушило при взрыве или беспорядках.

Каски СШ-68, что видно по характерному силуэту. На большинстве сетчатые чехлы из ткани МПТ-4 маскировочного комплекта МКТ-П. 

Продолжение следует.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened