major_colville

Category:

Адриано Челентано в "армии".

В дополнение прошлогодней серии по «итальянской моде» — 1, 2, 3, 4. Фильм «Серафино» (1969) был широко известен и популярен в Советском Союзе, а для Адриано Челентано стал прорывом в кинокарьере. Фактически, это была его первая серьезная роль в фильме известного режиссера, где Челентано прекрасно сыграл глуповатого, но доброго деревенского парня, архетипичного персонажа итальянских народных комедий – простоватого и лукавого, наивного и мудрого одновременно. Сцены посвященные армейской службе занимают меньше 5 минут, но играют важную роль в знакомстве зрителей с главным героем и начинают раскрывать его образ, а мы можем увидеть немало интересных вещей с точки зрения униформологии. 

Итак, простой паренек из горной деревушки Серафино Фиорин совершенно не понимает военной службы. Он поет на перекличке. Отдает оружие на посту – вы же не враг, синьор капитан, я вас хорошо знаю. Пререкается с командирами – не по злому умыслу, а по наивности. Хочет уехать домой просто потому, что ему надоело, и он давно не видел девушек. 

Да что служба, он и большой город с трудом переносит – автомобили, светофоры... Спит на улице, а не в казарме – ему так привычнее. Не любит мыться… 

В конце концов он допекает начальство и его комиссуют как умственно отсталого. 

Видно, что береты разных образцов.
Видно, что береты разных образцов.

Все сослуживцы и командиры Серафино носят красные пламена с двумя языками. Это общепехотная петлица. На беретах, фуражках и пилотках также пехотные кокарды.

Лейтенант и сержант на перекличке.
Лейтенант и сержант на перекличке.

А вот нарукавный знак вполне определенный – пехотная дивизия «Сардинские гренадеры». Трудно сказать, какая конкретно часть могла носить такое сочетание нашивок, но точно не собственно 1й полк «Сардинские гренадеры» — у них  более привычные петлицы с «катушками», да и кокарды другие.

Оркестр 1го полка Сардинских гренадеров, 1950-60е гг.
Оркестр 1го полка Сардинских гренадеров, 1950-60е гг.

Крутящийся вокруг лейтенанта Серафино (и заодно обливающий его водой из шланга) хорошо показывает нам внешний вид камуфлированного комбинезона обр. 1951г. Два открытых кармана на груди и два больших набедренных. Усилений на коленях или локтях нет. Рисунок — знаменитый итальянский «Миметико» 1929 года , пожалуй, самый долго использовавшийся в истории камуфляж. 

На этих ракурсах хорошо виден большой карман-«каччиаторе» во всю спину от плеч до талии. Солдаты нередко использовали его как рюкзак. Комбинезон был дешев, часто использовался не только как боевая одежда на учениях, но и в качестве рабочей, однако не был особо удобен. 

У военных медиков, как и положено, амарантовые петлицы. Судя по нашивкам на халатах, Серафино комиссуют майор и два лейтенанта. 

Раз заговорили о знаках различия, то на этом кадре из фильма лейтенант пехоты. Хорошо видна пехотная кокарда, характерное офицерское шитье околыша (у генералов и маршалов другие рисунки). Погон не видно, но звание можно определить и по шнуру фуражки — сверху вниз полковник, подполковник, майор, капитан, лейтенант, младший лейтенант.

И здесь, и на кадрах ниже, видно, что петлицы двух видов — из сукна и металлические.
И здесь, и на кадрах ниже, видно, что петлицы двух видов — из сукна и металлические.

А здесь у нас капитан, которому наивный Серафино отдает винтовку а затем бесплодно пререкается: «Вы ко мне придираетесь! Это вы идиот!»


И здесь, и на кадрах выше, видно, что петлицы двух видов — из сукна и металлические. Интересен наплечник с нашивками части и звания, он крепится к погону и свободно свисает.
И здесь, и на кадрах выше, видно, что петлицы двух видов — из сукна и металлические. Интересен наплечник с нашивками части и звания, он крепится к погону и свободно свисает.

Примечательна и каска Серафино – это не стандартная М33, на куполе сверху видна еще одна заклепка или вентиляционное отверстие. Известны экспериментальные шлемы с 4, 5 и даже 6 отверстиями, обычно они использовались во вспомогательных частях. 

Надпись на здании плохо видна, название части? При внимательном рассмотрении стало ясно, что это лишь девиз. «Пехота – королева сражений!» 

«Пехота – королева сражений!»
«Пехота – королева сражений!»

Еще один лозунг внутри казармы – что-то про храбрость. 

Еще один лозунг виден внутри казармы – что-то про храбрость.
Еще один лозунг виден внутри казармы – что-то про храбрость.

Большая часть фильма снималась в г. Аматриче, провинция Риети. Хотя по сюжету Серафино служил то ли в Милане, то ли в Риме. 

Фотографии со съемок.
Фотографии со съемок.

Поиски расположения киноказармы приобретали все большее значение по мере того, как возникали вопросы к символике и одежде, показанной в фильме (береты и рубахи явно разных образцов). Вдруг снимали в настоящей воинской части? Это могло стать подсказкой и объяснило бы возможные отсылки или ошибки. 

Но нет, в реальности это не настоящая военная база, а один из особняков г. Аматриче, в роли солдат – местные жители. Стало быть и реквизит киношный. 


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

У деда на заставе тоже так ППШ хранили-тогда, и призывник был другой, и отношение к нему другое. Взрослые люди были с обеих сторон.
Спасибо, весьма интересно и познавательно. Разные околыши для разных званий очень умно, на мой взгляд, и удобно. А зачем металлические петлицы, неужто они рубиться собирались тогда?
Рубиться — про кольчужные погоны в британской армии. Появились в Индии для реальной защиты в рукопашной (и помогали судя по мемуарам), сохранились до сих пор как как часть традиций при парадной форме. Я где-то уже писал об этом, но сейчас поискал- не нашел. Видимо где-то в комментариях было, а не в отдельном посте. А здесь петлицы просто для красоты и удобства, фактически просто цветной значок на воротнике, чтобы можно было снять при стирке и глажке.